Новости Законодательство Методическая копилка Полезные сайты Обратная связь Полезная информация Карта профессий и специальностей О портале

 

Документы

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ В ПРАКТИКУ,
УЧИТЫВАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В процессе анализа данных, полученных в ходе апробации модели   профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, ориентирующей на выбор профессий и специальностей СПО были сформулированы рекомендации по дальнейшему эффективному внедрению модели в практику среднего профессионального образования и профессионального обучения.

В основу разработанных рекомендаций легли ответы на вопросы, задаваемые участниками апробации на «горячую линию» Федерального методического центра.    

Перечислим некоторые из них:

  1. Разъясните, пожалуйста, что значит профотбор лиц с ОВЗ и инвалидностью?

  2. Зачем проводить профдиагностику и профотбор?

  3. Какие специальные условия необходимы для проведения профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью или ОВЗ?

  4. Какие дополнительные кадры необходимо зачислить в штат сотрудников профессиональной организации для реализации профориентационной работы для лиц с ОВЗ и инвалидностью?

Также в процессе апробации были выявлены элементы организационной и функциональной структуры апробируемой  модели, наименее используемые профессиональными образовательными организациями  в процессе осуществления профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ из-за их недостаточного методического сопровождения. К таким структурным элементам апробируемой модели относятся:

- «профориентационное сопровождение»

Конкретизация аспектов, содержания этапов профориентационной работы и технологий ее осуществления позволит осуществить методическое сопровождение данного элемента модели профориентационной работы.

- «комплексное сопровождение»

Определение этапов профориентационной работы с детьми с ОВЗ, ориентирующей на выбор профессий и специальностей СПО позволит расширить возможности использования данного элемента профориентационной работы. Определение следующих компонентов профессиональных проб: технологического; ситуативного; функционального, а также описание направлений профориентационной работы поможет сотрудникам профессиональных образовательных организаций в организации комплексного сопровождения профориентационной работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ.

Рекомендации по дальнейшему эффективному внедрению модели профориентационной работы в практику профессиональных образовательных организаций:

  • организация и осуществление дополнительного профессионального образования всех участников образовательного процесса (курсы повышения квалификации, переподготовки, стажировки и др.) направленное на расширение их компетенций в области СПО и ПО лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • расширение сетевого взаимодействия БПОО и организаций СПО своего региона, с БПОО других регионов по вопросам привлечения в систему СПО лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • организация совместных мероприятий с специальными и общеобразовательными школами, ПМПК, БМСЭК, реабилитационными центрами обеспечивающих раннюю профоориентационную работу;
  • привлечение дополнительных средств от предприятий партнеров, спонсоров, некоммерческих фондов, внебюджетных средств профессиональных образовательных организаций в профориентационный процесс;
  • установление партнерских взаимоотношений с региональными средствами массовой информации для расширения информационного пространства, обеспечивающего привлечение абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в систему СПО;
  • организация продуктивного взаимодействия СПО с центрами занятости населения для выявления лиц нуждающихся в изменении своего профессионального статуса;
  • расширение методов и форм профдиагностической и профриентационной работы с применением методов профессиональных проб для определения потенциальных возможностей лиц с ОВЗ и инвалидностью в области различных видов профессиональной деятельности.

По результатам апробации была осуществлена доработка модели профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования, в субъектах Российской Федерации (п. I.2).

Доработка модели заключалась в конкретизации аспектов, содержания этапов профориентационной работы и технологий ее осуществления.

Были определены следующие основные аспекты профессиональной ориентации детей с ОВЗ и инвалидностью, ориентирующей на выбор профессий и специальностей СПО: медицинский, психологический, педагогический, социально-экономический и технический.

Медицинский аспект профессиональной ориентации детей с ОВЗ и инвалидностью включает:

  • оценку состояния здоровья, определение формы, стадии. характера течения и клинического прогноза заболевания, степени нарушений функций, в том числе профессионально значимых;
  • характеристику требований профессиональной деятельности в профессии;
  • определение возможности продолжения работы лиц с ОВЗ и инвалидностью в своей профессии, в других профессиях в специально созданных условиях;
  • конкретизация доступных лицам с ОВЗ и инвалидностью характера, условий, режимов и форм организации труда и профессионального обучения;
  • подбор примерных профессий и видов труда для профессионального обучения и последующего трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Способность человека выполнять конкретную работу обусловливается комплексом внутренних и внешних факторов, которые необходимо выявить, квалифицировано проанализировать, оценить и обобщить в целостной характеристике личности. В этой характеристике должны содержаться сведения для оценки трудоспособности применительно к показанным видам труда. К профессиям, информация о требованиях этих профессий к человеку.

Психологический аспект профессиональной ориентации направлен на обеспечение положительной трудовой мотивации и адекватного профессионального выбора.

Данный аспект включает изучение и оценку таких профессионально важных качеств, как профессиональные интересы, склонности, трудовая мотивация, оценку когнитивных процессов, эмоционально-волевых, интеллектуально-мнестических функций, определение индивидуальных свойств личности, а также проведение психологической коррекции профпланов.

В процессе психологической диагностики выявляются:

  • интеллектуальные возможности;
  • особенности эмоционально-волевой сферы;
  • мотивационная направленность, в том числе профессиональная;
  • профессиональные склонности и способности;
  • сформированность личностных структур и социально-психологических характеристик.

На основании результатов психодиагностики определяется:

  • профессиональная направленность личности;
  • психологические показания(противопоказания) к условиям профессионального обучения и трудовой деятельности;
  • потребности лиц с ОВЗ и инвалидностью в психокоррекционных мероприятиях в ходе профессиональной ориентации.

Педагогический аспект профессиональной ориентации предполагает:

  • организацию процесса профессионального воспитания, формирование трудового стереотипа, готовности к труду;
  • проведение педагогической диагностики (в том числе оценку профессионально значимых качеств) и педагогического сопровождения процесса профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью в ходе школьного обучения;
  • оценку образовательного потенциал;
  • применение педагогических методов и приемов для оказания помощи профориентируемым лицам с ОВЗ и инвалидностью в осознании себя активными участниками общественно востребованной трудовой деятельности.

Социально-экономический аспект профессиональной ориентации предполагает учет разнообразных факторов, определяющих особенности социального статуса лица с ОВЗ и инвалида (уровни образования, степени профессиональной подготовки, квалификации, семейного и материального положения жилищно-бытовых условий, места проживания, возраста, пола) а также предусматривает  учет региональных особенностей развития производства, состояния рабочих мест в тех или иных видах профессиональной деятельности(состояние рынка труда и возможности профессионального обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ  и инвалидностью),анализ соответствующей профессиографической  информации.

Технический аспект профессиональной ориентации предполагает определение эргономических особенностей трудовой деятельности лица с ОВЗ и инвалидностью в выбранной профессии. В том числе оценку необходимости специального оборудования рабочего места, обеспечения необходимыми техническими средствами, оборудованием и др.

Были определены этапы профориентационной работы с детьми с ОВЗ, ориентирующей на выбор профессий и специальностей СПО:

I этап (I-IV классы) – допредпрофильный – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Учащиеся получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.

Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети знакомятся с различными профессиями людей.

II этап (V–VII классы) предпрофильный – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

III этап (VIII-IX классы) профильный. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса. У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период летней трудовой практики и в каникулярное время.

Профессиональное определение учащихся – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности

IV этап постпрофильный - мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы – интерната.

Были выделены критерии готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения, они представлены в таблице 1.

Таблица 1

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКОВ,
СОГЛАСОВАННЫЕ С ВЫБОРОМ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Критерии

 

                      Показатели

Когнитивный

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств

2. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями      

3. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения     

 

Мотивационно-ценностный

1. Заинтересованность в получении знаний.

 2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

 3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора           

Деятельностный

1. Привитие умения работать в коллективе, ориентироваться в задании, планировать ход работы  над изделием, контролировать свою работу.

2. Приобретение навыков  составления и чтения  чертежей, планирования последовательности выполнения трудовых операций, оценивания  результатов своей и чужой работы

3. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей        

4. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении  результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам

В процессе доработки модели профориентационной работы были подробнее рассмотрены направления профориентационной работы, даны характеристики задач и перечень мероприятий (Таблица 2)

Таблица 2

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Направления

 

Задачи

Мероприятия

 

Профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда)

 

 

 

1. Информирование  учащихся о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности

2. Информирование родителей о возможных вариантах выбора

профессионального самоопределения.

1. Знакомство  учащихся с системой профессионального образования в районе, крае.

2. Экскурсия в «Центр занятости»,  «Центр образования».

3. Оформление общешкольного стенда: “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”, «Профессии, которые нам предлагают» 

4. Встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий

5. Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации     

           

 

Профессиография

 

1. Расширение

 представлений о труде, знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания: содержанием профессиональной деятельности в различных сферах.

2. Повышение психологической компетенции;

об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках.

1. Подготовка и проведение воспитательных часов по темам, связанным с выбором профессии.

направленных на осознанный выбор профессии в соответствии с собственными возможностями, предпочтениями и запросом рынка труда

2. Знакомство с профессиями на  уроках чтение, биология,  технология (швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд) и пр.

3. Проведение декадников  по профориентации, конкурсов по профессии, интеллектуальных игр, викторин  и др.

4.  Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”, «Мама, папа на работе»

5.  Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”:

6. Проведение конкурса презентаций или видеороликов о рабочих профессиях «Я выбираю профессию рабочего»

7. Родительский всеобуч  по  вопросам  профессиональной  ориентации  школьников

 

Профессиональная диагностика

 

 

Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения;

выявление потребностей, интересов и склонностей каждого ребенка на каждом возрастном этапе

-  Изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся:

-  Диагностика возможностей:

-  Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.

 -  Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.

-  Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий

-  Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.

-Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций

 

Профессиональная консультация

 

 

 

 

1. Повышение психологической компетенции;

сопоставление  полученной информации с требованиями профессии и возможностей личности.

2. Ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации.

3. Выработка рекомендаций по выбору профиля обучения.

-  Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.

-  Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы с учащимися.

-  Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом

- Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.

-  Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору  информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.

- Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.

- Профконсультации для педагогов

 по изучению личности школьника

 “Исследование готовности учащихся к выбору профессии”

 “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,

 “Изучение склонностей и интересов”,

 “Изучение профессиональных намерений и планов

-  Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

 

Профессиональный подбор

 

 

Определение профессиональной пригодности, возможности и успешности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Развитие профессиональных интересов, склонностей, качеств, важных для              профессионального самоопределения; Коррекция профессиональных планов выпускников

 

1.Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.

2. Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.

3. Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся.

 Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества    

4. Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

5. Организация пятой трудовой четверти, участия учащихся в работе ученических трудовых бригад.

6. Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии

7. Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения

 

Профессиональная адаптация

 

 

Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности

Поствыпускное сопровождение,

содействие занятости и трудоустройству выпускников после окончания школы.

Результаты исследования позволили выявить, что в апробированной модели недостаточно освещены компоненты выполнения профессиональных проб, интеграция которых позволяет детям с ОВЗ и инвалидностью воссоздать целостный образ профессии.

Были определены следующие компоненты профессиональных проб: технологический; ситуативный; функциональный.

Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение обучающимися с ОВЗ и инвалидностью приемами работы с орудиями труда, материалами, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда в целях получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности и предполагает ответы на вопросы: Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?

Целью технологии организации профпроб с детьми с ОВЗ и инвалидностью, является способствование развитию профессионального самоопределения, осознанному выбору воспитанниками профессии.

Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от обучающихся с ОВЗ и инвалидностью определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Обучающийся с ОВЗ и инвалидностью должен найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальным особенностям и потребностям.

Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность освоения нормативно одобренного способа деятельности средствами, приемами, внутренними компенсаторными механизмами обучающегося с ОВЗ и инвалидностью. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании профессиональной пробы.

Указанные компоненты являются необходимыми при составлении содержания профессиональной пробы. Специалист осуществляющий профориентационную работу может и отступить от развернутой схемы составления программы профессиональной пробы и представить ее в свернутом виде. Предпочтительно, чтобы у обучающегося с ОВЗ и инвалидностью создалось целостное представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности.

Содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат должны четко отвечать принципу ее построения как профессионального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность, включающего ситуации для развития интересов, способностей и склонностей.

Ознакомление обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

Были определены факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональных проб, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, смогут получить сведения о деятельности различных специалистов, приобрести опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей профессии в конкретной практической деятельности.

Таким образом, при организации и проведении профессиональных проб необходимо учитывать субъективные и объективные факторы влияющие на продуктивность их выполнения.    

К субъективным факторам относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб.

Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.

По итогам выполнения профессиональных проб, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью должны знать:

  • содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
  • технологию выполнения профессиональной пробы;
  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять простейшие операции;
  • пользоваться инструментом, документацией;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями

Схема профотбора необходимо реализовать как единый и комплексный подход, формирующий заключение о профессиональной пригодности абитуриента с ОВЗ и инвалидностью, основанное на выводах специалистов структурных подразделений, осуществляющих профориентационную работу. По итогам профотбора абитуриент с ОВЗ и инвалидностью получает рекомендацию на обучение по выбранной специальности или профессии, в случае профнепригодности по выбранной им специальности он может быть переориентирован на основании полученных данных на другие профессии, имеющиеся в данной образовательной организации или в других организациях.

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе апробации модели профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования, позволил выявить риски внедрения данной модели, которые легли в основу ее доработки.   Внедрение доработанной модели профориентационной работы в профессиональные образовательные организации позволит обеспечить создание необходимых организационных и методических условий организации системы профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивающих реализацию в субъектах Российской Федерации инклюзивного среднего профессионального образования.