Новости Законодательство Методическая копилка Полезные сайты Обратная связь Полезная информация Карта профессий и специальностей О портале

 

Документы

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»

Составители:

Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А., Тюрина Н.Ш., Журавлева Ж.И.

Рецензент:

Евтушенко И.В. доктор педагогических наук, профессор

Сборник ответов на часто задаваемые вопросы по организации профориентационной работы с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования – М.:  2018. – 30 с.

Сборник ответов подготовлен  в рамках выполнения проекта «Разработка и экспертно-консультационное сопровождение внедрения современной модели профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования» в реализации мероприятия «Создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов» задачи  «Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании» Федеральной целевой программы развития образования на 2016­2020 годы в соответствии с решением научно­координационного совета Федеральной целевой программы развития образования.

Сборник адресован руководителям, педагогам, мастерам производственного обучения системы среднего профессионального образования, осуществляющим профориентационную работу с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Содержание

Вопрос 1. Каковы возрастные периоды профориентационной работы?

Вопрос 2. Каковы роль и место профессиональной диагностики в процессе профориентации и планирования карьеры

Вопрос 3. Какие факторы необходимо учитывать при организации профориентационной работы с подростками, имеющими особенности здоровья?

Вопрос 4. Какие  направления профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ есть?

Вопрос 5. Какие виды консультирования нужно использовать при организации профориентационной работы?

Вопрос 6. Существуют ли типичные трудности и ошибки при выборе профессии молодыми людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

Вопрос 7. Какие существуют условия успешности профориентационной работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ?

Вопрос 8. Какие выделяют направления профориентационной работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ?

Вопрос 9. Приведите пример разработки программы по профориентации?

Вопрос 10. Какие методы применяются в процессе профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

Вопрос 11. Какие можно использовать критерии для оценки результативности профориентационной работы с  лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

Вопрос 12. Отличается ли проведение профориентационной работы с лицами ОВЗ и инвалидностью на протяжении подросткового возраста?

Вопрос 13. Какие формы профориентационной работы можно использовать с лицами с ОВЗ инвалидностью?

Вопрос 14. Какие методики лучше использовать с лицами с ОВЗ и инвалидностью для определения профессиональных интересов и склонностей?

Вопрос 15. Какие основные направления профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью существуют?

Вопрос 16. Что значит абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные профессии?

Вопрос 17. Необходимо ли учитывать особенности развития при той или иной нозологиии в организации и реализации профориентационной работы?

Вопрос 18. Какие особенности лиц с нарушениями слуха необходимо учитывать при организации и проведении профориентационной работы?

Вопрос 19. Какие профессии системы СПО могут быть предложены лицам с нарушениями слуха?

Вопрос 20. Какие особенности лиц с нарушениями зрения необходимо учитывать при организации и проведении профориентационной работы?

Вопрос 21. Какие профессии системы СПО могут быть предложены лицам с нарушениями зрения?

Вопрос 22.  Какие особенности необходимо учитывать консультанту при организации профориентационного интервью?

Вопрос 23. Какие смысловые ориентиры должен учитывать консультант при проведении профессионального консультирования лиц с ОВЗ и инвалидностью?

Вопрос 24. Как использовать метод «портфолио» в профориентационной работе лиц с ОВЗ и инвалидностью?

Вопрос 25: Какие конкретные  методики рекомендуется использовать при проведении профдиагностики лиц с нарушениями развития?

Вопрос 26: Какую работу с родителями (законными представителями) абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью необходимо проводить?

Вопрос 27: Какие специальности и профессии можно рекомендовать обучающимся различных нозологических групп?

Вопрос 28: Какие особенности лиц с НОДА необходимо учитывать при организации и проведении профориентации?

Вопрос 1: Каковы возрастные периоды профориентационной работы?

Ответ:

Профориентационную работу   необходимо начинать еще в дошкольном возрасте и продолжить до момента сознательного выбора профессии в юношеском возрасте. Его можно разделить на периоды, которые зависят от возраста обучающихся. Каждый период решает собственные задачи.

I период (до 12 лет) - формирование обще трудовых умений, позитивного отношения к труду, интереса к профессиональной деятельности.

II период (с 12 до 17 лет) – выбор профессии.

III период (старше 17 лет) – принятие окончательного решения с определением того чем он будет заниматься в будущем и если есть такая необходимость осуществления коррекция своих планов связанных с выбором профессии.

IV период - утверждение позиции в выбранной профессиональной сфере и совершенствование своей профессиональной квалификации.

V период - сохранение достигнутого, квалификационное развитие. На данном этапе он может получить дополнительное образование, либо если есть такая необходимость по причине изменившихся жизненных обстоятельств или   в связи с ухудшением состояния здоровья он может изменить характер трудовой деятельности, которая соответствует его личности на данном возрастном этапе, а также психофизическим особенностям развития. Этот период актуален для людей, получивших инвалидность в юношеском возрасте.

Кроме того, при организации и проведении профориентации особое внимание следует уделять на то, что данную работу следует проводить в несколько этапов. В зависимости от этапов меняется и содержание работы. Раскроем более подробно содержание работы на кажом этапе.

I этап - подготовительный этап (информационный)

На данном этапе следует информировать обучающихся о том какие современные профессии существуют на рынке труда, какие специальности они могут получить в данном регионе с учетом ограничений их жизнедеятельности, какие учебные заведения есть в регионе, в котором они живут, а также в каких учебных заведениях они могут учиться. Следует также ознакомить с перечнем учебных заведений, которые существуют в стране. Рекомендуется ознакомить с наиболее востребованными профессиями на рынке труда конкретного региона, а также на рынке труда в других субъектах РФ. Данную информацию следует представить с учетом различных нозологических групп.

Для информирования можно использовать различные методы и приемы: специальные справочники для абитуриентов, статьи в журналах, газетах, видеоматериалы, сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, о предприятиях региона и тд. Очень эффективна организация и проведение дней открытых дверей с приглашением и школьников и лиц более старшего возраста с проблемами в развитии. На данном мероприятии обучающиеся могут получить сведения об учебном заведении, о профессиях, по которым ведется подготовка в данной организации, об условиях получения образования, а также ознакомиться с положением востребованности профессий на рынке труда и перспективах трудоустройства по выбранной им профессии. Хорошо зарекомендовали себя и организации встреч с педагогами образовательных организаций, со специалистами, с мастерами производственного обучения, с руководителями предприятий, с работодателями, с представителями органов власти, на которых обсуждаются вопросы профориентации и трудоустройства лиц указанной категории. Эффективна также использование раздаточного материала, различных буклетов. памяток, плакатов и др.

II этап - коррекционно-формирующий этап.

На данным этапе выделяются два подэтапа: развивающий и активизирующий.

Первый подэтап направлен на формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для овладения конкретной профессией, а также для успешного трудоустройства. Для решения представленных задач рекомендуется также использовать различные методы и приемы, которые хорошо зарекомендовали себя в процессе внедрения модели:

  • консультации, на которых обучающихся, а также их родителей или законных представителей обучают составлять резюме, портфолио, самопрезентовать себя, несмотря на имеющиеся проблемы в состоянии здоровья;
  • мастер-классы, на которых делятся опытом, а также демонстрируют эффективные, оригинальные приемы для развития специальных компетенций;
  • для повышения учебной и трудовой мотивации очень хороши тренинги личностного роста;
  • деловые игры, которые формируют позитивные отношения к выбору профессии, а также позволяют воспроизвести ситуацию трудовых отношений и развивают коммуникативные способности; развивают ответственность за работу в команде и воспитывают культуру общения в группе др.

Активизирующий подэтап направлен на формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути с учетом имеющихся нарушений развития. Для решения задач второго подэтапа рекомендуется организовывать и проводить различные игры, в том числе интерактивные игры, совместно со всеми участниками решать нестандартные задачи, использовать опросники, организовать стажировки непосредственно на стажировочных площадках, рабочих местах и др.  Решение представленных задач с применением выше перечисленных методов  инициирует у обучающихся с нарушениями в развитии интерес к выбранной профессии.

III этап - диагностико-консультативный.

Основной целью данного этапа является выявление соответствия психофизического состояния, обучающегося с требованиями к выбранной профессии. Для решения поставленной цели рекомендуется использовать различные диагностические методы, такие как беседа, опрос, обучающий эксперимент, тестирование, в том числе с использованием технических средств профотбора.  Следует учитывать при отборе диагностического метода особенности психофизического состояния лиц различных нозологических групп.

На данном этапе желательно применить следующие методы, методики и приемы, которые показали высокую эффективность в процессе внедрения модели профориентационной работы, а именно:

  • наблюдение. При применении данного метода необходимо тщательно подготовиться: определить цель, наметить задачи, подготовить протокол введения наблюдения с включением критериев наблюдения. По результатам введения наблюдения необходимо осуществить анализ полученных результатов и принять решение;
  • тесты-опросники. Данный метод рекомендуется использовать для выявления направленности интересов в сферах профессий, склонностей к определенному виду деятельности, профессионального типа личности и др.;
  • объективные тесты с выбором правильного варианта ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей и достижений. Предлагаемый метод используется для оценки достигнутого уровня развития навыков, знаний, умений;
  • приборные психофизиологические методики и аппаратурные поведенческие методики. Данные методы рекомендуется применять в целях профотбора, для определения физиологических указателей, элементарных психических функций, таких как скорость реакции, чувство равновесия, психомоторная реакция и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных поведенческих методик являются тесты-тренажеры, которые используются для определения профессиональных умений;
  • психологическое интервью, ролевые игры. Данный метод рекомендуется использовать для выработки умений и навыков правильной, результативной самопрезентации, определения жизненных и профессиональных целей, а также развития профессиональных качеств;
  • проективные методики. Данные методики рекомендуются использовать для изучения личностных особенностей развития лиц с нарушения развития, для раскрытия их внутреннего мира.

При организации и проведении профориентационной работы со старшеклассниками важно правильно и своевременно подобрать и адаптировать  профориентационные методики к их уровню развития и особенностям здоровья  лиц с ОВЗ. При осуществлении диагностики следует обратить внимание на определение особенностей личности и ее способностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности, учитывающими профограничения детей указанной категории.

В связи с этим, существует множество типологий личности в профессиональной среде, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности, рекомендовано было использовать теорию профориентации Климова Е.А., где отмечается, что каждый человек принадлежит к определенному типу профессии и старается соответственно этому избрать свою деятельность, учитывая при этом предмет труда, а так же цели, условия и средства труда.

IV этап - рефлексивно-аналитический. Данный этап предполагает интерпретацию и обсуждение результатов профдиагностики, подбор подходящей сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных психологических особенностей личности и ограничений возможностей здоровья. Построение профессионального плана, определение уровня профессионального образования, прогнозирование возможности трудоустройства, учитывая востребованность специалистов на рынке труда и конкуренции.

На всех этапах профориентации в целях оптимизации профессионального выбора процесс профессиональной ориентации лиц  различных нозологических групп предполагает использование профессиональных проб, которое предусматривает:

  • создание специальных условий с учетом имеющихся у лиц с проблемами в развитии способностей к обучению и труду;
  • проведение ориентировочных проб с целью оценки готовности к труду и подготовки к адекватному профессиональному выбору с учетом психофизических особенностей развития;
  • проведение целевых проб с целью содействия окончательному профессиональному выбору;
  • организация межведомственного взаимодействия с  привлечением специалистов различных ведомств (педагогов, психологов, социальных педагогов, врачей, психофизиологов), как на этапах профориентации, предваряющих проведение профессиональных проб и при интерпретации и использовании их результатов.

Критерии оценивания выполнения проб для лиц с ограниченными возможностями здоровья вследствие соматических заболеваний, кроме общепринятого перечня ключевых квалификаций, включают совокупность дополнительных специфических качеств, представляющих особую значимость для данной категории лиц - психомоторные и нейродинамические критерии (сенсомоторную координацию, эмоционально - моторную устойчивость, монотоноустойчивость, темп выполнения трудового задания, работоспособность); общетрудовые умения (соблюдение правил техники безопасности, ручную умелость); личностные качества (отношение к труду, адекватность самооценки, исполнительность, усидчивость, готовность работать в группе, способность к субординации).

Результатом проведения профориентационной работы на всех этапах профориентации является не только подбор конкретной профессии, который подходит обучающемуся с нарушениями в развитии, с учетом его психофизических возможностей, но и развитие его профессионально важных качеств, которые гарантируют профессиональную направленность и определение профессиональной компетентности личности с ОВЗ.

Критериями эффективности профессиональной ориентации могут являться:

  • профессиональный выбор, который соответствует их особенностям психофизического развития;
  • адекватность представлений о собственных профессионально важных качествах;
  • профессиональные планы, которые характеризуются высокой стабильностью в отношении выбранного профиля обучения и их сохранением при трудоустройстве.
Вопрос 2: Каковы роль и место профессиональной диагностики в процессе профориентации и планирования карьеры?

Ответ:

Профессиональная диагностика играет ведущую роль в процессе профориентации, так как от того, как специалисты определят прогноз трудовых возможностей молодого человека, с учетом имеющихся нарушений развития, выявят его способности, возможности и склонности, порекомендуют ему соответствующие профессии, зависит его будущее.

При организации и проведении профдиагностики необходимо учитывать ряд факторов:

  • клинико-функциональные, а именно характер течения заболевания, степень выраженности нарушения функций пораженной системы, состояние компенсаторных возможностей организма, толерантность к физическим и нервно-психическим нагрузкам;
  • психологические: интеллектуальные и личностные характеристики, имеющиеся у инвалида мотивы, интересы, склонности);
  • социальные: условия и характер труда, наличие вредных и противопоказанных факторов, условия жизни инвалида, возможность получения общего и профессионального образования и т.д..

На основании данных комплексного обследования составляется индивидуальная программа реабилитации,  которая включает план вступления в трудовую жизнь, в которой определяются лечебные мероприятия, определяются меры по повышению уровня доступной физической и интеллектуальной нагрузки, круг показанных профилей; рекомендуется режим труда и отдыха, показанные для обучения профессии и специальности, формы трудового и профессионального обучения, планируется контроль за состоянием организма во время трудовых нагрузок и в динамике, указываются контролируемые параметры для врача и для педагогов.

Очень важно, чтобы была проведена медико-психолого-педагогическая и социальная комплексная профессиональная диагностика с участием специалистов и медицинского профиля, и психолого-педагогического профиля. Если в образовательной организации отсутствуют специалисты сопровождения, то руководители образовательных организаций могут их пригласить на основе сетевой формы взаимодействия.

Специалисты медицинского профиля осуществляют определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональному обучению и труду в тех или иных доступных им по состоянию здоровья профессиям, а именно,

  • оценивают состояние здоровья, в том числе определяют формы, стадии, характер течения и клинический прогноз заболевания, степень нарушения функций, в том числе профессионально значимых;
  • разрабатывают характеристику требований профессиональной деятельности в выбранной профессии, а также характеристику особенностей труда в других профессиях, возможных для обучения и трудоустройства;
  • определяют медицинские противопоказания к профессиональной деятельности подростка на основе оценки соответствия состояния его здоровья требованиям избранной и рекомендуемой профессиональной деятельности;
  • определяю трудовой прогноз и возможности работы в обычных или специально созданных условиях или вообще выполнения какой-либо профессиональной деятельности на ближайший (1-2 года) и отдаленный период.
  • подбирают примерный перечень профессий и видов труда для трудоустройства и профессионального обучения инвалида.

Из функционального состояния ребенка в динамике наблюдения и доступного спектра требований, которые могут быть ему предъявлены жизнью и работой, ее характером и условиями исходить прогнозирование трудовых возможностей лиц различных нозологических групп.

Трудовые прогнозы для лиц указанной категории могут быть различные в зависимости от возраста, индивидуальных психофизических возможностей, региональных возможностей и тд:

  • при доступности трудовой деятельности показанных профессиях в полном объеме прогноз может быть благоприятиным;
  • когда выполнение профессионального труда возможно при соблюдении определенных ограничений прогноз может быть сомнительным;
  • когда трудовая деятельность возможна только в специально созданных условиях или на дому или не доступна вообще прогноз является   неблагоприятным.

Специалисты сопровождения, такие как педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, тютор изучают психофизиологические особенности в целях профориентации, так как разные профессии предъявляют различные требования к человеку - одни к типологическим, психофизиологическим его особенностям, другие - к психическим процессам, третьи - к чертам личности.

Таким образом, профдиагностика  в процессе профориентации и планирования при помощи определенных психодиагностических методов и приемов  для изучения и оценки  профессиональных возможностей обучающегося с учетом имеющихся различных нарушений развития с целью установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям.

Вопрос 3: Какие факторы необходимо учитывать при организации профориентационной работы с подростками, имеющими особенности здоровья?

 Ответ:

При организации профориентационной работы с лицами с особыми образовательными потребностями необходимо ряд факторов:

  • интересы обучающегося;
  • позиция родителей;
  • психофизические особенности развития;
  • необходимость создания специальных условий;
  • необходимость соблюдения медицинских рекомендаций;
  • влияние референтной группы;
  • формирование толерантного отношения к лицам указанной категории;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • необходимость привлечения специалистов сопровождения на различных этапах;
  • информированность о вариантах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.
Вопрос 4: Какие направления профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ есть?

 Ответ:

Существуют различные направления профориентации. К основным направлениям профориентационной работы можно отнести профессиональную информацию и профессиональную консультацию.

При  реализации первого направления необходимо познакомить обучающихся, их родителей, (законных представителей) с профессиями, которые  существуют на рынке труда и конкретно в регионе, в котором он проживает и на всей территории страны, знакомит с современными видами производства, информирует об учебных заведениях, которые есть в данном регионе, а также в других субъектах, знакомит  с востребованностью данных специалистов на рынке труда, рассказывают о формах и условиях их освоения, возможностях профессионально-квалификационного роста в процессе профессиональной деятельности с учетом различных нозологических групп.

В  ходе реализации    второго   направления профориентации  -               профессиональная консультация. Специалисты, реализующие данное направление, оказывают помощь в профессиональном самоопределении; разрабатывают  рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности с учетом имеющихся нарушений, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям; определяют степень пригодности к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских ограничений.

Вопрос 5: Какие виды консультирования нужно использовать при организации профориентационной работы?

 Ответ:

Рекомендуется   применить следующие виды групповой консультации при проведении профориентации лиц различных нозологических групп:

1. Информационно-справочная — в ходе которой знакомят с существующими, различными профессиями, возможностями профессионального обучения, переобучения и трудоустройства лиц с ОВЗ. При ее проведении следует учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10—15 минут, поэтому ключевые понятия и сведения установочного характера рекомендуется предлагать первые минуты консультации. Продолжительность данного вида консультирования 45—50 минутами.

2. Диагностическая консультация. Основной целью данного вида группового консультирования является изучение психофизиологических, индивидуально-психологических особенностей развития обучающегося, а также диагностика их социальной и мотивационной сферы. Однако следует учитывать, что возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены и, что в большинстве случаев данный вид консультирования исключает возможность интерпретации индивидуальных результатов. Поэтому при подборе методик при проведении групповой консультации следует отдавать предпочтение тем из них, которые допускают самостоятельную обработку клиентом полученных данных.

По результатам диагностической консультации учащийся может получить следующие рекомендации:

  • как соотнести свои индивидуальные и психологические особенности, состояние здоровья и профессиональные намерения;
  • как скорректировать намерения, которые неэффективны;
  • какие профессии противопоказаны конкретному обучающемуся в связи с   имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

3. Следующий вид консультации это развивающая, которая предусматривает активное использование различных методов, приемов и технологий в группе. Это могут быть различные имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов психотренинга, психотехнические игры и т.п. Данный вид групповой консультации применяется с целью моделирования профессиональной деятельности, возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, стимулировать интерес к проблеме профессионального выбора. Подобная консультация обязательно должна заканчиваться анализом полученных результатов, в ходе которого обсуждаются проблемы и перспективы, затруднения, особенности обучающегося, которые ему помогали или препятствовали в ходе выполнения заданий.

4. Еще одним видом групповой консультации является корректирующая консультация. В ходе данного вида консультации вносится необходимая корректировка в профессиональный план учащихся различных нозологических групп с учетом имеющихся у них нарушений. В результате консультации необходимо дать дополнительную информацию о содержании профессиональной деятельности, условиях труда, требованиях профессии к человеку, в том числе с медицинской точки зрения. При этом в группу коррекции рекомендуется подбирать учащихся со сходными проблемами и видами заболевания, так как причины выбора профессии, требующие корректировки, могут быть достаточно специфичными.

При проведении групповых консультаций следует учитывать, что такие ее виды, как развивающая и корректирующая консультации, требуют от профконсультанта специальной теоретической и практической подготовки.

Вопрос 6: Существуют ли типичные трудности и ошибки при выборе профессии молодыми людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

 Ответ:

Безусловно, при выборе профессии, обучающиеся с нарушениями в развитии, родители (законные представители), специалисты, которые осуществляют данную работу сталкиваются с трудностями, а также в ходе работы допускают ряд типичных ошибок по различным причинам. Рассмотрим те трудности и ошибки, с которыми сталкиваются и которые допускаются в ходе данного вида работы:

  • очень часто и обучающиеся и их родители используют неправильные источники информации о профессиях и неправильно их применяют. Информацию берут либо искаженную, либо непроверенную. 
  • к сожалению, в связи с имеющими нарушениями развития большинство обучающихся не умеют выделять главное, важное в полученной информации, а также ее систематизировать. 
  • на практике сталкиваются и с такой ситуацией, когда обучающиеся с ОВЗ  и их родители переоценивают или недооценивают  свои индивидуально-психологические особенности  при выборе профессии. 
  • большинство лиц с нарушениями развитии также   неправильно понимают свои способности;
  • многие абитуриенты имеют неправильные представления о возможностях развития своих профессиональных качеств, о путях и способах освоения ими профессии; 
  • зачастую   у многих преобладает эмоциональный компонент в ходе выбора профессии без учета имеющихся ограничений в жизнедеятельности; 
  • при получении новых рекомендаций в связи с ухудшением состояния здоровья либо ограничений в жизнедеятельности, а также с требованиями на рынке труда обучающиеся   не умеют и не желают изменить решение;
  • выбирают профессии «за компанию»;
  • выбирают престижные профессии, которые не соответствуют здоровью и условиям труда;
  • очень часто лица с ОВЗ и их родители прислушиваются и подчиняются чужому, зачастую неправильному мнению при выборе профессии, а не мнению профессионалов, которые рекомендуют им данную профессию с учетом имеющихся у них нарушений; 
  • выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.
Вопрос 7: Какие существуют условия успешности профориентационной работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ?

 Ответ:

Для успешности профориентационной работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ необходимо создать следующие специальные условия.

Образовательная организация должна быть оборудована всеми материально-техническими условиями необходимыми лицам с ограничениями жизнедеятельности. Необходимо организовать беспрепятственный доступ к образовательной организации для лиц различных нозологических групп. Образовательная организация должна быть оснащена необходимым специальным оборудованием с учетом психофизических особенностей развития лиц данной категории для организации и проведения профориентации.

Следующим условием является организация и проведение комплексной диагностики с участием всех специалистов сопровождения (педагог-психолога, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора) с привлечением медицинских работников, если в образовательной организации отсутствуют данные специалисты рекомендуется их приглашать на основе договорных отношений.

Важным условием успешности является организация и проведение комплекса таких мероприятий как медицинских, социально-педагогических, психолого-педагогических  и управленческих,  которые  направлены на решение различных задач.

Основными задачами проведения таких мероприятий являются:

  • правильный выбор профессии с учетом имеющихся нарушений;
  • коррекция профессиональных намерений;
  • оптимизация процесса профессиональной подготовки; 
  • организация проб в профессии;
  • трудоустройство;
  • адаптация на рабочем месте;
  • сопровождение карьеры молодежи.  

Организовывать и проводить данные мероприятия необходимо с учетом медицинских рекомендаций, клинико-психолого-педагогических, личностных особенностей, обучающихся с ограничениями жизнедеятельности, а также их желаниями, интересами, способностями и склонностями. Несомненно, необходимо также учитывать потребности в специалистах на предприятии, рынке труда и обществе в целом. 

Ранняя включенность в трудовую деятельность является также условием успешности профориентации. Чем раньше мы начинаем проводить профориентационную работу, тем лучших успехов мы всегда добиваемся. Начинать данную работу рекомендуется еще со школьной скамьи.

Следующее условие - непрерывность процесса профориентации в течение всех лет воспитания и обучения ребенка с инвалидностью и ОВЗ.

Профориентационную работу с лицами с проблемами в развитии необходимо проводить не только во время обучения в школе, но и на протяжении всей жизни с учетом их состояния здоровья, интересов, возможностей, потребности рынка труда.

Важным условием является формирование способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям, функциональным возможностям в соответствии с запросами современного изменяющегося рынка труда.

Еще одно условие - изменение задач и содержания работы в зависимости от возраста и самоопределения, а также при необходимости проведения коррекционной работы.

Умение изменить профессиональный путь с учетом профессиональных интересов и склонностей, личностными способностями, потребностью работодателей предприятий и организаций на рынке труда, особыми образовательными потребностями является также важным условием успешности профориентации лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Вопрос 8: Какие выделяют направления профориентационной работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ?

 Ответ:

В профессиональной ориентации детей с ограничениями жизнедеятельности и инвалидностью используются следующие направления работы:

  • профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда),
  • профессиография,
  • профессиональная диагностика,
  • профессиональная консультация,
  • профессиональный отбор (подбор),
  • профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение – это  информирование о существующих профессиях, о потребностях рынка труда, а также  о требованиях  предъявляемых к профессиям, об условиях труда, о способах и путях получения выбранной профессии, о значимости профессиий, о оплате труда и т.д..

Профпропаганда - это направление профориентации, которое направлено  на формирование интереса к  определённым профессиям, которые востребованы на рынке труда, на разъяснение престижности профессий.

Профдиагностика направлена на изучение индивидуальных способностей, потребностей, возможностей лиц с нарушениями развития. Данное направление реализуется на всех этапах проведения профориентации.

Профессиография это технология изучения требований, которые предъявляет профессия к человеку, к особенностям его психофизического развития, способностям, возможностям, знаниям, умениям, навыкам, необходимым для овладения профессией.

Профконсультация это помощь в оценке возможностей овладения профессией, которая наиболее полно развивает способности лиц с ограничением жизнедеятельности с учетом их психофизических возможностей в ходе организованного взаимодействия и сотрудничества.

Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.

Профессиональная адаптация – процесс приспособления личности к особенностям выбранной профессии, условиям рынка труда, новому социальному окружению, трудовому коллективу, к производству. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.

Рассмотренные направления работы тесно взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.

Вопрос 9: Приведите пример разработки программы по профориентации?

 Ответ:

Этапы программы по профориентации:

  1. Диагностический
  2. Профпросветительский (профинформационный)
  3. Профконсультационный
  4. Постконсультационная диагностика

I этап - Диагностический.

Цель: изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков; сравнение уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся.

Применяемые методики:

  1. «Опросник профессиональных предпочтений», направленный на выявление интереса к отдельным видам трудовой деятельности.
  2. Анкета, направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.

II этап – Профпросвещение.

Цель: знакомство с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у обучающихся уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.

Мероприятия по профпросвещению:

• Групповое занятие «Мир профессий», направленное на расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях профессий, доступных для подростков в соответствии с их физиологическими особенностями, интересами и склонностями.

• Групповые занятия с использованием профориентационных игр, способствующих повышению у подростков уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.

III этап:  «Профконсультирование учащихся»

Цель: помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей.

Особенности проведения профконсультаций:

• Профконсультация проводится с учётом результатов психолого-педагогического изучения особенностей специфики профессиональных предпочтений у подростков и сравнения уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся.

• Профконсультация - это непринятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный.

IV этап:  «Постконсультативный контроль учащихся»

Цель: проверка удачности, проведённой с учащимися профпросветительской и профконсультационной работы.

Учащимся предлагается заполнить следующую анкету, направленную на определение у них сформированности способности к самореализации и адекватности выбора профессии в соответствии со своим возможностями, способностями, интересами.

Вопрос 10: Какие методы применяются в процессе профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

 Ответ:

В процессе профориентационной работы с лицами с ограничениями жизнедеятельности с учетом их психофизических возможностей можно использовать следующие методы:

  • объективные тесты с выбором правильного варианта ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей и достижений. Предлагаемый метод используется для оценки достигнутого уровня развития навыков, знаний, умений;
  • тесты-опросники. Данный метод рекомендуется использовать для выявления направленности интересов в сферах профессий, склонностей к определенному виду деятельности, профессионального типа личности и др.;
  • для повышения учебной и трудовой мотивации очень хороши тренинги личностного роста;
  • деловые игры, которые формируют позитивные отношения к выбору профессии, а также позволяют воспроизвести ситуацию трудовых отношений и развивают коммуникативные способности, которые имеют специфические особенности большинство обучающихся с проблемами в развитии; развивают ответственность за работу в команде и воспитывают культуру общения в группе др.
  • интерактивные методики, в которые входят психологическая беседа, интервью, ролевые игры. Данный метод рекомендуется использовать для выработки умений и навыков правильной, результативной самопрезентации, определения жизненных и профессиональных целей. А также развития профессиональных качеств;
  • проективные методики. Данные методики рекомендуется использовать для изучения личностных особенностей развития лиц с нарушениями развития, для раскрытия их внутреннего мира;
  • наблюдение. При применении данного метода необходимо тщательно подготовиться: определить цель, наметить задачи, подготовить протокол введения наблюдения с включением критериев наблюдения. По результатам введения наблюдения необходимо осуществить анализ полученных результатов и принять решение;
  • тесты-опросники. Данный метод рекомендуется использовать для выявления направленности интересов в сферах профессий, склонностей к определенному виду деятельности, профессионального типа личности и др.;
  • приборные психофизиологические методики и аппаратурные поведенческие методики. Данные методы рекомендуется применять в целях профотбора, для определения физиологических указателей, элементарных психических функций, таких как скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных поведенческих методик являются тесты-тренажеры, которые используются для определения профессиональных умений.

Предлагаемые методы рекомендуются использовать для сбора данных, для оказания профориентационной помощи, для решения различных проблем и т.д. Методики необходимо подбирать и модифицировать с учетом уровня его развития и особенностей здоровья лиц указанной категории.

Вопрос 11: Какие можно использовать критерии для оценки результативности профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

 Ответ:

Для оценки результативности профориентационной работы   рекомендуется использовать следующие критерии и показатели:

• информированность о профессиях и путях ее получения. Показателем достаточной информированности является ясное представление обучающегося о требованиях профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии он не сможет сделать обоснованного ее выбора.

• обоснованный выбор профессии, т.е. самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание попробовать свои силы в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального маршрута.

• уверенность в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. 

• степень самопознания. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. 

• наличие у учащегося обоснованного профессионального маршрута.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

• индивидуальный характер любого профориентационного воздействия, т.е. учет индивидуальных особенностей, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств;

• направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности, т.е. предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана.

Вопрос 12: Отличается ли проведение профориентационной работы с лицами ОВЗ и инвалидностью на протяжении подросткового возраста?

Ответ:

Содержание профориентационной работы зависит от возраста обучающегося с ограничением жизнедеятельности. При организации и проведении профориентационной работы с младшими подростками с ОВЗ необходимо учитывать, что для них характерна повышенная утомляемость; у них еще не завершилась биологическая и гормональная перестройка организма, а также младшие подростки стремятся подражать своим сверстникам и быть как все. Подростки более старшего возраста характеризуются большей энергичностью; они уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям, и они стремятся выделиться, отличаться от своих сверстников. Существенно различаются также юноши и девушки этого возраста.

Вопрос 13: Какие формы профориентационной работы можно использовать с лицами с ОВЗ инвалидностью?

Ответ:

В процессе профессиональной ориентации с лицами с ОВЗ и инвалидностью рекомендуется использовать различные формы работы:

  • мастер-классы, на которых показываются наиболее эффективные и действенные приемы организации и проведения профориентационной работы;
  • ролевые игры, которые направлены на моделирование реальных профессиональных ситуаций и их решения; развивают ответственность за работу в команде и воспитывают культуру общения в группе;
  • просмотр и обсуждение видеоматериалов;
  • тренинги личностного роста;
  • беседы о профессиях;
  • проведение викторин;
  • экскурсии на предприятии, профессиональные образовательные организации;
  • рекламные проспекты, фотоальбомы, плакаты;
  • олимпиадное движение.

Независимо от формы проведения работы, к профориентации следует привлекать всех участников сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их родителей (законных представителей).

Вопрос 14: Какие методики лучше использовать с лицами с ОВЗ и инвалидностью для определения профессиональных интересов и склонностей?

Ответ:

Для уточнения сформированности профессиональных интересов и соотнесения их с профессиональным выбором человека с ОВЗ и инвалидностью можно рекомендовать следующие методики:

  • Для первичной диагностики - Методика «Мои профессиональные интересы» (автор Г.В. Резапкина), которая направлена на осознание профессиональных интересов, выявление отношения к различным видам деятельности и успешности начального опыта в глазах других людей.
  • Методика «Определение профессионального типа личности» (автор Г.В. Резапкина), в которой сравниваются 60 профессий, относящиеся к разным типам по Холланду (реалистический,  интеллектуальный,  социальный,  конвенциональный,        предпринимательский,  художественный), но к одному и тому же предмету труда по Климову. Данная методика включает профессии, доступные лицам с ОВЗ.
Вопрос 15. Какие основные направления профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью существуют?

Ответ:

Профориентационная работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью должна осуществляться по следующим направлениям:

  • профориентационнное просвещение,
  • профориентационная диагностика,
  • профоконсультирование,
  • профподбор/профотбор,
  • профадаптация.
Вопрос 16: Что значит абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные профессии?

Ответ:

Профессиональная пригодность — это соответствие индивидуальных качеств человека к требованиям профессии.

Лицам с нарушением зрения профессионально непригодны работы, которые требуют напряжения зрения, значительного физического напряжения, людям с нарушениями слуха противопоказаны работы требующего хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата противопоказано длительное пребывание на ногах, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей),

Существуют различные квалификации профпригодности. Согласно данной классификации различаются абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные профессии.

Абсолютно профессионально пригодными считаются профессии, которые предъявляют строгие требования к состоянию здоровья и требуют тщательного отбора и специальных способностей. Абсолютная пригодность необходима представителям таких профессий, как летчик, хирург, оператор энергосистем и др., работа которых связана с возможностью возникновения неожиданных ситуаций, опасных для здоровья и жизни людей. Возникновение внезапных, неожиданных ситуаций требует от человека умения адекватно реагировать на аварийную ситуацию. Инертная нервная система не позволяет быстро реагировать и переключаться с одного вида деятельности на другой.

Относительно профессионально пригодные – это когда любой человек независимо его психофизических возможностей может овладеть данной профессией. Относительная профпригодность включает  такие качества, которые поддаются формированию при создании  условий и мотивации человека.

Вопрос 17: Необходимо ли учитывать особенности развития при той или иной нозологиии в организации и реализации профориентационной работы?

Ответ:

Безусловно, качество профориентационных мероприятий в значительной мере определяется учетом типологических особенностей характерных для различных нарушений психофизического развития. Так как помощь в профессиональном самоопределении — это изначально индивидуально ориентированный процесс, то без анализа общих, специфических и индивидуальных особенностей развития человека невозможно говорить о ее качестве.

Следовательно, одним из самых важных аспектов работы профориентолога или специалиста, который реализует это вид профессиональной деятельности будет ориентация на характер нарушения.

Вопрос 18: Какие особенности лиц с нарушениями слуха необходимо учитывать при организации и проведении профориентационной работы?

Ответ:

В первую очередь необходимо понять клинические аспекты нарушения слуха в каждом конкретном случае: нарушение слуха носит врожденный или приобретенный характер; категория нарушения слуха (глухота; позднооглохшие; слабослышашие); уровень развития речи). Далее выясняется нормативно-правовой статус консультируемого (инвалид, ребенок-инвалид, лицо с ОВЗ).

Следующим шагом консультанта будет изучение наличия и выраженности характерных для лиц с ОВЗ трудностей:

• трудности с восприятием обращенной речи (ограничение объема, замедление темпа, искаженность восприятия и понимания);

• трудности устной коммуникации, связи с дополнительными нарушениями речевых функций;

• несформированность мыслительных операций;

• своеобразие эмоционально-личностного развития (низкая самооценка, конформность, сниженая коммуникативная активность, пессимистичная жизненная установка, эгоцентризм, низкий уровень самоконтроля); 

• снижение объема воспринимаемой и актуализируемой информации; 

• примитивизация и упрощение воспринимаемой информации, связи с трудностями формирования мыслительных операций анализа и синтеза, опора на внешние, случайные образы;

• выраженная иждивенческая позиция.

На основе такого анализа консультант планирует методы и приемы профориентационной работы.

В первую очередь, необходимо учесть основные ее принципы:

• адаптация речевого материала предъявляемого на слух, через жест или письменно (укорочение фраз, исключение сложных предложных конструкций, уточнение терминологии);

• максимально возможная визуализация и наглядность предлагаемых материалов, иллюстрирующих возможные направления будущей деятельности и др.;

• индивидуальный подход к использованию альтернативных средств коммуникации;

• использование технических средств коммуникации и всех возможных информационных технологий (специальные презентационные материалы, адаптированные под конкретные потребности этой группы консультируемых);

• исключение слов и понятий обозначающих звуковые эффекты или их восприятие;

• уточнение понимания консультируемым материалов консультации через все доступные каналы восприятия и воспроизведения в процессе диалога с консультантом.

При предъявлении информации на слухо-зрительной основе лица с нарушениями слуха быстро устают и теряют уровень работоспособности. Это необходимо учитывать при планировании консультационных мероприятий:

• опора на максимально реалистичную наглядность;

• дозирование объемов предоставляемой информации;

• опора на устную, дактильную, жестовую формы речи;

• однозначность используемых формулировок;

• использование повторов и вопросов уточняющего характера. 

Вопрос 19: Какие профессии системы СПО могут быть предложены лицам с нарушениями слуха?

Ответ:

В первую очередь при профориентировании лиц с нарушениями слуха необходимо помнить о факторах, которые отягощают процесс трудовой деятельности или даже являются их противопоказанием:  наличие сохранного слуха, а также высокий уровень коммуникативной активности, трудовые действия сопряженные с  высоким травматизмом (высотная, на неустойчивых плоскостях, с движущимися механизмами, на конвейере или другая работа, так или иначе опасная из-за снижения слухового контроля), повышенный уровень шума, вибраций, неблагоприятных метеорологических и микроклиматических факторов, контакт с химическими веществами нейротоксического действия, работа требующая координации движений.

В связи с этим необходимо учитывать рекомендуемые профессии и специальности, реализуемые в системе среднего профессионального образования в РФ для лиц, имеющих нарушениями слуха: профессии  рабочих, которые являются общими для всех отраслей народного хозяйства, слесарные и слесарно-сборочные работы, механическая обработка металлов и других материалов, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, производство медицинского инструмента, приборов и оборудования, электротехническое производство, производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи, производство текстильной галантереи, общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели, производство часов и технических камней, ремонт часов, общие профессии производства фарфоровых, керамических, фаянсовых изделий, трикотажное производство, ручное ткачество, швейное производство, производство текстильной галантереи, меховое производство, производство кожаной обуви, кондитерское производство, крахмально-паточное производство, производство игрушек, брошюровочно-переплетные и отделочные процессы, общие профессии производства художественных изделий, сельское хозяйство и растениеводство, зеленое хозяйство.

Вопрос 20: Какие особенности лиц с нарушениями зрения необходимо учитывать при организации и проведении профориентационной работы?

Ответ:

В первую очередь необходимо понять клинические аспекты нарушения зрения в каждом конкретном случае: нарушение зрения носит врожденный или приобретенный характер; характер нарушения зрения (прогрессирующее, непрогрессирующее); группа нарушения (слепота (тотальная или на уровне светоощущения), слабовидение), время возникновения нарушения (слепорожденные; рано ослепшие; лишившиеся зрения после трех лет). Далее выясняется нормативно-правовой статус консультируемого (инвалид, ребенок-инвалид, лицо с ОВЗ).

Далее профконсультант анализирует основной параметр, влияющий на трудовую деятельность это психологическая адаптация человека. Среди лиц с нарушениями зрения выделяется две основные категории:  

1) с высокой психологической адаптацией (оптимистичная жизненная установка, социально ориентированные, устойчивость нервных процессов, коммуникативно активные, гибко реагирующие на внешние условия). Кроме этого для них характерна и переоценка своих возможностей, некоторая ригидность, стремление к поддержанию постоянства, ранимость и чувствительность к социальным оценкам и реакциям. 

2) с низкой психологической адаптацией (внутренние внутриличностные конфликты и противоречия, тревожность перед внешними условиями и обстоятельствами, иппохондричность, застенчивость, неуверенность в своих силах, ориентация на социальные стереотипы).

При планировании и проведении профориентационных мероприятий необходимо учитывать необходимость регламентации времени (переключение видов деятельности и учет времени зрительной нагрузки) и использование технических средств реабилитации, с учетом зрительных возможностей консультируемого.  Крайне важны требования санитарно-гигиенического режима: при искусственном освещении должно быть обеспечено от 500 до 1000 лк, в том числе за счет средств индивидуального освещения; свет должен падать с прямо или слева.

Вербальная информация в процессе профконсультирования должна исключать обороты, обозначающие зрительные ощущения человека (яркий, цветной, золотой, горит, выглядит, видим, взгляд, вид и т.д.). Правильнее опираться на доступную слуховую модальность (громкий, шумный, звонкий, мелодичный, ритмичный, звучит, шепчет, ворчит, холодный, горячий, давит, толкает, активный и т.д.).  В процессе общения лучше избегать неоднозначных определений и описаний, которые сопровождаются паравербальными средствами (мимика, жест).

Вопрос 21: Какие профессии системы СПО могут быть предложены лицам с нарушениями зрения?

Ответ:

В первую очередь профориентационные мероприятия должны строиться с учетом медицинских показаний и противопоказаний к будущей профессиональной деятельности человека с нарушениями зрения. Таким образом, учитываются следующие факторы, которые должны быть исключены: высокая и средней тяжести  нагрузка; определение удобной позы, чтобы избежать физический дискомфорт; взаимодействие с вредными веществами 1, 2, 3, классов опасности напряжение зрения выше пограничного уровня; производственный шум; вибрация; частые наклоны туловища; ультразвук и различные виды излучения выше предельно допустимых уровней; низкий уровень освещенности рабочего места; напряжение зрения при работе с размером менее 0,5 мм; работа в вечернюю смену, в цехах, имеющих движущиеся или перемещающиеся аппараты, устройства и оборудование.

В связи с этим необходимо учитывать рекомендуемые профессии и специальности, реализуемые в системе среднего профессионального образования в РФ для лиц, имеющих нарушения зрения:  эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии, строительные, монтажные и ремонтно-строительные, производство медицинского инструмента, приборов и оборудования, общие профессии деревообрабатывающих производств, производство, трикотажное производство, производство кожаной обуви, кожгалантерейное производство, швейное производство, брошюровочно-переплетные и отделочные процессы, производство игрушек, производство художественных изделий из кожи и меха, зеленое хозяйство, связь, сельское хозяйство, животноводство, растениеводство, хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов. 

Вопрос 22:  Какие особенности необходимо учитывать консультанту при организации профориентационного интервью?

Ответ:

Интервью в виде беседы одна из наиболее используемых методик организации профконсультирования. В зависимости от цели консультации  консультант планирует и готовит ряд вопросов, чередуя закрытые («да», «нет», «не знаю») и открытые (прямые «Как вы ощущали беспокойство на собеседовании?», косвенные «Что вы чувствовали на собеседовании?», проективные «А что обычно чувствуют люди на собеседовании?»).   

Начинать процедуру интервьюирования целесообразней с общих открытых непрямых вопросов и дальше, ориентируясь на ответы, углублять вопросы. При построении беседы важно прогнозировать возможные ответы консультируемого.   Для этого необходимо четко формулировать вопросы, затрагивающие ценностно-эмоциональную и профессиональную сферу клиента. Задаваемый вопрос должен быть комплементарен его цели -  прояснение информации для консультируемого. Эмоциональный подтекст задаваемого вопроса также влияет на даваемый ответ. Необходимо стремиться к эмоционально нейтральной постановке вопросов. Старайтесь не использовать вопросы, подразумевающие социально желаемые ответы. Напротив, необходимо стремиться к опоре на личную историю консультируемого, апеллируя к его опыту.

В ситуации проблемно-ориентированного интервью хорошо использовать открытые и непрямые вопросы, которые позволяют консультируемому выбрать ответ самостоятельно. В такой ситуации важно направлять течение беседы, избегая пространных ответов и отклонения от темы, задавая уточняющие вопросы («Кто?», «Когда?», «Как?»), избегая при этом вопроса «Почему» или поддерживающие позитивный настрой и течение беседы. В ситуации «закрытости» консультируемого, его нежелания отвечать на вопросы, важно продемонстрировать принятие и уважение такого поведения. В целом позиция консультанта и его вопросы должны демонстрировать его гибкость.

В тоже время, важной характеристикой качественной беседы является точность и ясность задаваемых вопросов.  Вопросы должны быть хорошо понятны консультируемому, не должны касаться незнакомых ему аспектов профессиональной деятельности, жизни и т.д.   В случае, если предмет разговора является принципиальным, то необходимо провести дополнительную работу с опорой на конкретные примеры и иллюстрации.

Необходимо стремиться избегать двусмысленных вопросов. Важно строить вопросы стилистически и грамматически правильно оформленные, при этом стараясь использовать максимально доступные и общеупотребительные слова и понятия.  Предложение должно содержать не более 9 слов.

Вопрос 23: Какие смысловые ориентиры должен учитывать консультант при проведении профессионального консультирования лиц с ОВЗ и инвалидностью?

Ответ:

Самое важное, что должен понимать и разделять специалист — это то, что каждый человек способен к тому или иному виду трудовой деятельности, с учетом его индивидуальных потребностей и желаний. В этом случае важным фактором является создание развивающей среды, в которой актуализируется потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Качество данного процесса будет определяться профессионализмом и компетентностью профконсультанта.

 Вопрос 24: Как использовать метод «портфолио» в профориентационной работе лиц с ОВЗ и инвалидностью?

Ответ:

Портфолио метод профориентационной работы, систематизирующий все достижения консультируемого, позволяющий отразить их в рамках непрерывной образовательной вертикали. Портфолио представляет собой структурированный пакет сертифицированных и несертифицированных документов, отражающих персональные достижения в учебной, творческой, спортивной и иной деятельности за пролонгированный временной период. Комплектование портфолио — это ответственность самого обучающегося или его родителей. В школе, это 44 ступенчатый период (начальная, средняя, предпрофильная и профильная школа).

Портфолио позволяет решать важные, в том числе профориентационные задачи: мотивационные, стратегические, стимулирующие, поощряющие, вовлекающие, способствующие адекватной оценке.  

Приблизительная структура портфолио может включать следующие разделы: «Мой портрет» (диагностические материалы, автобиография и др.) «Портфолио документов» (копии сертифицированных документов), «Портфолио работ» (рефераты, доклады, видеозаписи и тд.), «Портфолио отзывов» (рецензии, отзывы, заключения, характеристики и т.д.).

В ситуации использования этого метода профориентации с лицами с ОВЗ и инвалидностью портфолио может служить своеобразной историей успеха, мотивирующей как самого консультируемого, так и впоследствии других обучающихся, а также их родителей.

Вопрос 25: Какие конкретные методики рекомендуется использовать при проведении профдиагностики лиц с нарушениями развития?

Ответ

Разработан большой набор методик, который может быть использован при проведении профдиагностики на различных этапах работы.

Рекомендуемые методики

Цель применения методики

Анкета мотивов выбора профессии

Методика «Или-или» (модификация

методики «Дифференциально-диагностический

опросник» Е.А.Климова)

Методика Дж. Холланда

Анкета «Ориентация»

Диагностика образовательных запросов обучающихся, мотивов, интересов и склонностей

Тест «Тип вашего темперамента»

Характерологический опросник К. Леонгарда

Диагностика и самодиагностика предрасположенности к определенным направлениям образовательной деятельности

Методика А.Е. Голомштока

«Диагностика интересов»,

«Карта интересов»

Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л.А. Йовайши)

Диагностика склонности к различным сферам профессиональной деятельности

ШТУР (школьный тест умственного развития)

Диагностика интеллекта

Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка) Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса)

Диагностика личностных особенностей

 

Вопрос 26: Какую работу с родителями (законными представителями) абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью необходимо проводить?

Ответ:

С родителями детей с ограничениями жизнедеятельности рекомендуем проводить различные мероприятия. Родителей следует приглашать на родительские собрания, как общешкольные, так и классные, на которых их знакомят с миром профессий, рассказывают какие существуют в конкретном регионы учебные заведения, какие профессии могут получить их дети, какие условия получения данной профессии, какие профессии востребованы на рынке труда и т.д.

Для родителей (законных представителей) необходимо организовывать лектории по вопросам профориентации, приема и обучения, дальнейшего трудоустройства. Очень результативно и востребовано индивидуальное консультирование.

Вопрос 27: Какие специальности и профессии можно рекомендовать обучающимся различных нозологических групп?

Ответ:

Представляем перечень профессий и специальностей, который можетт быть рекомендован лицам с ОВЗ  и инвалидностью в зависимости от нозологии.

• Экономика и бухгалтерский учет для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и для обучающихся с нарушениями слуха;

• Страховое дело для лиц с НОДА и для обучающихся с нарушениями зрения;

• Программирование в компьютерных системах  для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для обучающихся с нарушениями слуха и зрения;

• Прикладная информатика для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для обучающихся с нарушениями слуха и зрения;

• Информационные системы и программирование для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для обучающихся с нарушениями слуха и зрения;

• Садово-парковое и ландшафтное строительство для обучающихся с нарушениями слуха и зрения, интеллектуальной недостаточностью;

• Технология парикмахерского искусства для обучающихся с нарушениями слуха;

• Строительство и эксплуатация зданий и сооружений для обучающихся с нарушениями слуха и зрения, интеллектуальной недостаточностью;

• Банковское дело для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и для обучающихся с нарушениями зрения;

• Финансы для лиц с нарушениям опорно-двигательного аппарата и для обучающихся с нарушениями зрения;

• Парикмахер для обучающихся с нарушениями слуха;

• Сварщик для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

• Пекарь для обучающихся с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью;

• Конструирование, моделирование и технология швейных изделий для обучающихся с нарушениями слуха и НОДА;

• Портной для обучающихся с НОДА и нарушениями слуха;

• Мастер столярного и мебельного производства для обучающихся с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью;

• Мастер отделочных строительных и декоративных работ для обучающихся с нарушениями слуха;

• Мастер общестроительных работ  для обучающихся с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью;

• Дизайн для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, НОДА.

Вопрос 28: Какие особенности лиц с НОДА необходимо учитывать при организации и проведении профориентации?

Ответ:

Дети с двигательными нарушениями - это неоднородная группа, как в клиническом, так и в психолого-педагогическом отношении. Они имеют множественные нарушения развития, у них сочетаются двигательные, речевые, сенсорные, личностные нарушения. По состоянию интеллекта дети данной категории представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей – умственная отсталость (различной степени тяжести). У большинства подростков отмечаются неуравновешенность, подверженность депрессиям, неадекватная самооценка.

Несмотря на имеющиеся нарушения, дети данной категории,   опираясь на сохранные функции могут найти подходящую профессию, успешно трудоустроиться, построить отношения с коллективом.

При организации и проведении профориентации помимо особенностей психофизического развития следует также учитывать необходимость создания специальных условий для результативности работы.

 

Литература:

  1. Андреева А.С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. - 2001. № 2.

  2. Богданова Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б., Попова Т.М. Cоциальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2014.

  3. Гусейнова А.А. Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития. В сборнике: Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья Сборник статей по материалам круглого стола. Сост.: И.Ю. Левченко, А.С. Павлова, М.В. Шешукова. 2016. С. 47-54.

  4. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов – М.: ЦБНТИ, 1997.

  5. Зеер Э.Ф. Профориентология. Теория и практика. - М., 2004.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.

  7. Куда пойти учиться инвалиду? : (справ.) / сост. С. И. Пермякова, П. Ю. Пермяков, Ж. В. Степанова. – Красноярск : Краев. спец. б-ка, 2002. – 94 с.

  8. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Сравнительный анализ готовности образовательных организаций разного типа к обучению школьников с церебральным параличом // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. Т. 3. № 4. С. 14-27.

  9. Левченко И.Ю. Теоретические основания системы психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования. Конференция АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 443-449.

  10. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 89-95.

  11. Приходько О.Г. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ на различных возрастных этапах. В сборнике: Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование Сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Составители: О.Г. Приходько, Е.В.Ушакова, А.А. Гусейнова, О.В. Титова, Н.Ш. Тюрина. 2014. С. 62-68.

  12. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002.

  13. Профессиональное обучение незрячих и слабовидящих / сост. Еремина О. А. – Барнаул: АКСБ, 2005.

  14. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы – СПб.: Питер, 2008.

  15. Романова Е.С. Психодиагностика. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2009.

  16. Справочник для абитуриентов и студентов инвалидов по зрению г. Москвы - Составители: Капрова А.Г., Лаврова Н. А.  Любимов А.  Новикова Е. Т., Издание второе МГО ВОС, Москва, 2006