Новости Законодательство Методическая копилка Полезные сайты Обратная связь Полезная информация Карта профессий и специальностей О портале

 

Документы

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ
НА ВЫБОР ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что все компоненты модели профориентационной работы внедрены в практику организаций СПО в том, числе в практику БПОО.

Судя по ответам руководителей в организациях СПО в соответствии с рекомендациями, изложенными в модели, созданы специальные структурные подразделения, осуществляющие профориентационную работу: Центр содействия трудоустройству выпускника; Служба волонтерского движения; Центр профориентации; Центр дополнительного образования; Центр консультирования родителей или законных представителей; Центр компетенций Абилимпикс.

Анализ результатов апробации показал, что основу кадрового потенциала для осуществления профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью составляют преподаватели. Большая половина заявили также о привлечении к этой работе мастеров производственного обучения, а свыше 50% респондентов констатировали выполнение работы по профориентации специалистами сопровождения и волонтерами. По информации трети руководителей – участников настоящего исследования, в их образовательных организациях используются сетевые формы в реализации профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

Во всех образовательных организациях, принявших участие в апробации внедрены различные формы профориентационной работы с лицами ОВЗ и инвалидностью, описанные в модели. Судя по ответам наибольшую распространённость получила такая форма профориентации как день открытых дверей. Наиболее распространенным видом профориентации 53% участников исследования назвали также профконсультирование. В ряде организации проводится также профдиагностика, об этом заявили 35% абитуриентов. Вместе с тем только 12% из числа всех участников исследования подтвердили проведение такого вида профориентации, как профессиональные пробы. Это объясняется необходимостью иметь специальные помещения и оборудования для проведения данного вида профдиагностики, являющееся базой для дальнейшей профориентации.

Немалое число абитуриентов (34%) как значимую форму при профессиональном самоопределении отметили экскурсии на базы различных учреждений и организаций. Ярмарка профессий, по мнению 13% абитуриентов, также сыграла определенную роль при выборе соответствующей профессии и специальности.

Информационная поддержка профориентационной работы в профессиональной образовательной организации как составная часть функциональной структуры такой работы включает в себя в частности систему консультирования, о наличии которой в своих образовательных организациях заявили руководители; 76% отметили постоянную работу сайта, адаптированного под особенности и возможности лиц с инвалидностью и ОВЗ (версия для слабослышащих). Информационную поддержку профориентационной работы с использованием СМИ констатировали 44% руководителей ПОО, а 32% отметили использование для таких целей горячую линию.

Определенное значение в профориентационной работе занимают конкурсы профессионального мастерства различного уровня. Это новая форма профориентационной работы, доказавшая свою эффективность и рекомендованная в разработанной модели.  

Анализ результатов изучения апробации модели профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, ориентирующей на выбор профессий и специальностей СПО, показал, что основные компоненты модели, в разной степени внедрены во всех организациях, участвующих в исследовании. Представленные результаты позволили выделить несколько проблем, связанных с недостаточным учётом разработанных рекомендации:

  • Лишь 37% абитуриентов, участвовавших в исследовании подтвердили, что он получили консультации специалиста Центра профориентации в организациях СПО в период обучения в школе, что указывает на недопонимание специалистами системы СПО необходимости ранней профориентационной работы, которая должна начинаться в период обучения лиц с ОВЗ 8-10 классах школы;
  • из ответов руководителей вытекает, что организации СПО недостаточно взаимодействуют с ПМПК, БМСЭК и другими структурными подразделениями по вопросам профинформирования и профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ.