Новости Законодательство Методическая копилка Полезные сайты Обратная связь Полезная информация Карта профессий и специальностей О портале

 

Документы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

В условиях изменившейся социальной политики в отношении инвалидов, профессиональное образование и трудоустройство инвалидов приобретают особую актуальность в контексте современного социального развития. Система профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране находится на стадии становления и детей-инвалидов.

1. Для того чтобы выпускник профессиональных учебных заведений, имеющий ограничения физического здоровья, был успешен в жизни и конкурентно способен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы профессионального ориентирования. В современной психологии выделены следующие возрастные этапы, с которых можно начинать профориентационную деятельность: младший школьный возраст - 7-10 лет, средний школьный - 11-13 лет, первый старший школьный - 14-16 лет, второй старший школьный - 16-18 лет. Каждый из перечисленных возрастных этапов имеет свои цели и содержание профориентационной работы.

2. Интегрированное обучение. В качестве преимущественного вида обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривается их интеграция в общеобразовательные учреждения. Это обстоятельство также существенно меняет систему коррекционного образования - общеобразовательная школа стала частью специального образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для того чтобы интегрированное обучение было не формальным, а направленным на благо ребенка с нарушениями в развитии, его лучшую социализацию в общество, в массовом образовательном учреждении необходимо создавать специальные образовательные условия.

3. Для создания благоприятных образовательных условий необходимо, чтобы весь педагогический коллектив учреждения, в том числе управленческие кадры обладали необходимыми знаниями, умениями и навыками. Важно, чтобы с детьми с ОВЗ работали специалисты высокой квалификации и с опытом практической работы.

4. В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь ввиду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.

5. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

6. Важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.

Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

7. Профориентационный подход подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п.

Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять

комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы.

8. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

9. Формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

1) из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;

2) ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

3) составление профессиональных планов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.