Новости Законодательство Методическая копилка Полезные сайты Обратная связь Полезная информация Карта профессий и специальностей О портале

 

Документы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время в качестве такого координатора чаще всего выступает школа, а в ней - психологи и социальные педагоги, в редких случаях открываются специализированные профориентационные центры городского или окружного подчинения.

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ

Особенности профессионального консультирования подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.

1. Основным из них является неоднородность выделяемых групп подростков по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.

Таким образом, в профессиональном консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповым. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

2. Биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с окружающим миром, может обуславливать возникновение отклонений в психическом развитии.

3.  Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории

Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают и на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при подборе профиля профессиональной подготовки. Специалистами признается, что профоконсультирование и профориентация для подростков с ОВЗ имеет свою специфику, но разработка современных моделей профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ началась только в последнее время и  представлена весьма схематично.

 В профессиональном консультировании подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:
  1. Анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье).

  2. Психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности).

  3. Социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение.

Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.  Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
  • из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;
  • ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
  • составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

 Важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые проблемы, характерные для профессинального самоопределения детей с ОВЗ
  1. Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здоровья. Нередко советы родителей бывают ориентированы на более «престижные» и менее «перспективные» профессии. Их представления о «правильном» выборе часто не соответствуют реальной жизни и больше соотносятся с прошлыми социально-экономическими периодами развития страны. Родители могут деформировать представления ребенка о своих способностях и возможностях, инвалидизируя его. При благоприятных семейных условиях к подростковому возрасту у молодого человека формируется адекватное самовосприятие, подбирается подходящая сфера профессиональной деятельности.

  2. Подростки в своем выборе часто ориентируются на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направлено не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни, где профессия – всего лишь средство достижения желаемого. Существенное влияние на профессиональный выбор подростков играет мнение сверстников. Поэтому профориентационная деятельность психологов должна включать групповые формы работы. Особенно это актуально при интегративных и инклюзивных формах образования.

Обозначим методы, которые применяются в процессе профориентационной работы
  1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

  2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

  3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого.

  4. Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

  5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов оптанта на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям профконсультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д.

  6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

  7. Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы. К этой группе методик относятся также аппаратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профориентационной помощи. Применение конкретных методов, направленных на решение профориентационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности профориентолога, позволяют подобрать и модифицировать конкретные методики, адекватные уровню развития и особенностям здоровья подростков.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:
  1. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

  2. Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

  3. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.

  4. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

«Когда человек не знает, к какой пристани он
держит путь, для  него ни один ветер
не будет попутным»

Сенека

Проблема подготовки школьников к личностному и профессиональному самоопределению в современных социально- экономических условиях развития российского общества становится все более актуальной, что обусловлено несколькими обстоятельствами:

1. Необходимостью реализации ФГОС, одной из стратегических целей которого является готовность выпускника основной школы к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов (Кондаков А.М.), реально связанных с показателями профессионального самоопределения личности старшеклассников.

2. Отсутствием системы развития персонала предприятий, утратой прежних связей между профессиональным образованием и профессиональным трудом.

3. Нарушением адекватного соотношения общего и профессионального образования  и рядом других.

В то же время всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям - становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентноспособного профессионала, в конечном счете – благополучия его семьи.

По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном рабочие специальности и специалисты сферы услуг. Но старшеклассники  несколько лет подряд на первое место ставят профессии юриста, экономиста, менеджера. Большинство выпускников не имеют ясной профессиональной перспективы, более 40 % находятся в состоянии ярко выраженного стресса, связанного с выбором дальнейшего профессионального пути.

Трудности выбора обусловлены во многом личностными проблемами подростков, неосведомленностью об основах самопознания и личностного роста, несформированностью представлений об экономике, производстве. Без  решения этих вопросов  невозможен обоснованный выбор профессии, успешная социальная адаптация, семейное благополучие.

Таблица 1.

Причины

9 кл. (%)

11 кл (%)

Не знаю, как выбирать

7,3

4

Мало знаю о профессиях

11,6

5,2

Не знаю о своих способностях и склонностях

12

6,8

Не знаю о востребованных профессиях

5,7

5,9

Затрудняюсь ответить

22,2

19,1

Самопознание и рефлексия, развитие и закрепление навыков рефлексии  процессов личностного и профессионального самоопределения относятся к базовым понятиям и явлениям, которые  во многом определяют характер профессиональных предпочтений подростка, а также определяют сформированность универсальных учебных действий (по ФГОС).

Наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности достигается при использовании рефлексивных методик обучения и создании акмеологических условий, а именно: наличие  проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, организация рефлексивной социально-образовательной среды. Кроме этого, требуется личностная включенность участников образовательного процесса в процесс профсамоопределения, что существенно повышает значимость и эффективность обучения. В результате, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в области своей профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта - того, что способствует достижению высоких результатов в деятельности (Метаева В.А.).

На основе результатов современных исследований Сафина В.Ф., Кострюковой Е.А., Чистяковой С.Н. и др. определена система показателей профсамоопределения:

  1. Ценностные ориентации школьников.

  2. Мотивы.

  3. Умения самопознания.

  4. Учебная рефлексия,  рефлексия в общении.

  5. Самооценка.

  6. Предметные интересы.

Российскими психологами предлагается следующая модель психолого – педагогического сопровождения профессионального самоопределения (Пряжников Н.С. и др.)

Значительную роль в решении проблем профсамоопределения и адаптации молодёжи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия. По мнению исследователей (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.), профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

Рассмотрим эти подсистемы:

  1. Профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;

  2. Профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;

  3. В рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;

  4. С помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;

  5. Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;

  6. Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути, т.к. именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве  основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной. По мнению С.Н. Чистяковой, «целью профориентации учащихся общеобразовательной школы является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда».

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на развитие личности выпускника («портрет выпускника основной школы»), где, наряду с другими характеристиками, указано следующее требование: выпускник основной школы должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Для достижения обозначенной цели необходимо, чтобы профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществлялась системно и систематически в процессе обучения,   внеклассной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, предприятиями, организациями и др. – для постепенного формирования внутренней готовности к самостоятельному и осознанному планированию, корректировки и реализации личных профессиональных планов (ЛПП). 

По данным мониторинга состояния профориентационной работы в Томской области на начало 2013г. (в исследованиях приняли участие 65% муниципалитетов Томской области) в Александровском и Зырянском муниципалитетах разработаны  комплексы мер по профориентации; еще в 4-х (Кожевниковском, Кривошеинском, Шегарском и г. Кедровом) – в стадии разработки. Межведомственный совет по профориентации действует только в двух муниципалитетах – Кожевниковском и г. Кедровом. Налицо определенный дефицит организации системной деятельности в образовательных учреждениях Томской области по профессиональной ориентации школьников.

В связи с данным обстоятельством, а также с учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно рекомендовать проведение следующих этапов и содержание профориентационной работы в школе.

Цели профориентационной работы в образовательном учреждении:

1- 4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую для .

5 -7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8 - 9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10 - 11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Достижение целей предлагаемых этапов и содержания профориентационной работы в школе возможно при проведении в образовательных учреждениях перспективного планирования с учетом рекомендаций органов управления образованием, методического оснащения (стенды, уголки профориентации и пр.) образовательного учреждения. Кроме того, в образовательном учреждении руководителю необходимо определить ответственного за профориентационную работу, функциональные обязанности педагогических  работников по выполнению профориентации, анализировать деятельность, осуществлять контроль. Для достижения целей профориентационной работы  каждый участник образовательного процесса выполняет свои функции, обозначенные приказом администрации.

Для организации профориентационной работы рекомендуется использовать информационные ресурсы – незаменимое средство профессиональной ориентации молодежи - и документы, которые помогут образовательному учреждению в создании нормативно – правовой базы профориентации.